Акимов В.В. «Проблема происхождения 103 псалма»

Акимов В.В. "Проблема происхождения 103 псалма"

«Каждый день на вечернем православном богослужении мы можем слышать чтение или пение 103 псалма, в котором торжественно воспевается хвала Богу за Его творение, величественно изображается все многообразие создания, его слаженность и гармоничность. И большинство из присутствующих на богослужении знает, что этот псалом был составлен известным еврейским царем Давидом, о чем свидетельствует его надписание в Септуагинте и в славянской Библии: «Псалом Давида о сотворении мира». Однако мало кто из молящихся в храме подозревает, что литературные корни этого псалма уходят в глубь столетий, предшествовавших появлению еврейской государственности. Мало кто из них задумывается над тем, что литературная основа этого псалма возникла в ту эпоху, когда полукочевые племена древних израильтян едва ли были способны на создание подобных литературных текстов. А между тем, изучение памятников письменности древних народов библейского региона свидетельствует о египетских и отчасти ханаанских источниках текста данного отрывка богодухновенного Священного Писания.

Древнеегипетские параллели
Сегодня большинство библеистов признает литературную зависимость 103 псалма от знаменитого «Большого гимна Атону», созданного в Египте в 14 столетии при фараоне-реформаторе Аменхотепе 4 (Эхнатоне).

Во время правления 18-й династии Египет превращается в империю. Благодаря завоеваниям Тутмоса 1-го, Тутмоса 3-го и Аменхотепа 2-го в сферу политического влияния Египта попали Нубия, Сиро-Палестина и часть Месопотамии. Политические изменения не могли не затронуть общественного сознания, в котором могло появиться стремление к универсализму. В религии этот универсализм проявился в акцентировании монотеистических черт, в целом издавна характерных для египетского богословия. В историческом контексте солнцепоклоннический переворот, совершенный фараоном Аменхотепом 4-ым и ставший самым важным событием в религиозной жизни Египта периода Нового царства, не может представляться слишком неожиданным.

Фараон Аменхотеп 4-й правил Египтом с 1367 по 1350 г. – всего 17 лет. Первые пять лет своего царствования он провел в Фивах, являвшихся центром культа бога Амона-Ра. На шестом году правления Аменхотеп меняет свое прежнее имя, означавшее «Амон доволен», на имя Эхнатон, «Угодный Атону» или «Действенный дух Атона», а также основывает новую столицу – город Ахетатон («Горизонт Атона»), ставший резиденцией бога Атона. В девятый год правления Эхнатон начал бороться с богом Амоном – уничтожать его статуи и имена. Кроме того, из надписей начали удалять иероглиф, обозначавший слово бог. Впрочем, во многих местах преследование затронуло только имя фиванского бога. Следы прежней религии существовали даже в новой столице.

Определенные изменения произошли и в области искусства. Бог Атон не имел скульптурных изображений. Сохранились его плоскостные изображения, выполненные в технике врезанного рельефа. На них Атон представлен в форме выпуклого диска, снизу которого поднимается змея-урей со знаком жизни. От солнечного диска спускаются лучи, завершающиеся кистями рук. Под диском чаще всего располагаются фигуры царя и царицы. Кисти лучей, подходящие к ноздрям царственных особ, держат знак жизни. Таким образом, изображение Атона практически лишено антропоморфных и зооморфных черт. Исключением являются только кисти рук и змея-урей, имеющие в общей композиции периферийное значение.

Итак, господствующее положение в Египте начал занимать Атон. Атон не был изобретением Эхнатона. Это божество, являвшееся одной из ипостасей бога Ра – божеством солнечного диска, было известно в Египте и прежде. Именно этому богу был посвящен фиванский дворец отца Эхнатона, Аменхотепа 3-го. Однако Эхнатон начал придавать Атону исключительное значение.

Многие исследователи склонны видеть в религиозной реформе Эхнатона реформу монотеистическую1. Об этом как будто бы говорит борьба этого фараона с богом Амоном, его стремление сделать почитание Атона всеобщим, а также дошедшие до нас тексты, подчеркивающие уникальность, единственность, исключительность этого солярного божества. Возникло даже предположение о том, что монотеизм древнего Израиля проистекает из Египта, а Моисей был не кто иной, как египтянин, сторонник неудавшейся реформы Эхнатона2.

Однако реформу Эхнатона едва ли можно считать в полном смысле монотеистической. Монотеистические тенденции были характерны и для более раннего египетского богословия. В гимне в честь Амона-Ра, древнейший текст которого датируется примерно 1600 г., мы находим выражения, звучащие вполне в монотеистическом духе:

Ты – один, создавший все, что есть:
один единственный, сотворивший сущее;
тот, из чьих очей вышли люди;
тот, по слову которого возникли боги.
Создатель кормовых трав, поддерживающих жизнь скота,
и древа жизни для людей.
Творящий то, чем питаются рыбы в реке
и птицы, населяющие небо.
Дающий воздух тому, кто в яйце,
и сохраняющий жизнь детенышу змеи,
пищу дающий комарам,
а также червям и блохам,
заботящийся о мышке в ее норе
и сохраняющий жизнь жукам во всякого рода древесине.
Приветствие тебе, совершающему все это,
одному-единственному со многими руками,
проводящему ночь в бодрствовании,
когда весь мир спит, —
дабы измыслить то, что принесет благо его пастве!»

Источник: Акимов В.В. «Проблема происхождения 103-го псалма. Труды Минской духовной академии №5. Режим доступа: https://minds.by/trudy/trudy-5/problema-proishozhdeniya-103-go-psalma#.YpJE7mhByMo (Дата обращения: 28.05.2022).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.