Конкубинат в христианстве

Конкубинат в христианстве

«Как мы знаем, на сегодняшний день в Церкви очень отрицательно относятся к внебрачному сожительству мужчины и женщины, которое в народе почему-то ошибочно называется «гражданский брак». Но всегда ли Церковь относилась так неблагожелательно к этому явлению?

Сожительство мужчины и женщины без заключения брака существовало в Римской империи и называлось оно конкубинат (от лат. con — вместе, и лат. cubare — лежать). Само понятие конкубинат возникло в Древнем Риме. В эпоху империи конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. По свидетельству многих античных авторов, конкубинат был достаточно распространен, причем дети от такой формы брачного союза обладали определенными правами, могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось, конечно же, им. Но при отсутствии законных детей, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преемники.

В первые века христиане несомненно знали о таком явлении, как конкубинат, но не признавали его. Церковь признавала только законный брак, благословленный епископом. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть всё будет во славу Божию». Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией.

После периода гонений в Римской империи христианство становится дозволенной, а потом и государственной религией. Империя имела свои законы и традиции, в том числе закон о конкубинате, который был очень распространенным в римском обществе. Например, блаженный Августин 13 лет прожил с конкубиной и имел от нее сына Адеодата.

К такому сожительству в Церкви относились по-разному и не всегда его воспринимали отрицательно. Василий Великий называет конкубинат блудом, однако, по его словам, если живущие в сожительстве решали так остаться, то им это дозволяли сделать «да не горшее что будет», но с наложением епитимьи. 59 правило Василия Великого в качестве епитимии предписывает отлучать блудников от причастия на семь лет, однако по всей видимости такая строгая епитимья налагалась довольно редко.

«Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожития (конкубината), то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет» (26-е правило святителя Василия Великого).

Однако в церковном каноническом праве существует и более мягкое отношение к сожительству. Как подчеркивалось в постановлении Толедского собора (398 г. н. э.), мужчину нельзя лишать причастия только на том основании, что «человек имеет в качестве жены конкубину», важно только, чтобы он жил лишь с одной женщиной, а не со многими.

«Тот, кто не имеет жены, но имеет вместо жены конкубину, не должен отлучаться от причастия; однако, да будет довольствоваться он союзом с одной женщиной, будь она женой или конкубиной – что его больше устраивает» (Решение 1-го Толедского Собора).

Эта формулировка могла сложиться в условиях, когда господствующие представления о браке исключали дискриминацию конкубината, то есть когда конкубинат был такой же (или даже более распространенной) нормой, что и церковный брак.

В Византии конкубинат был отменен в IX веке, но сожительство не прекратило своего существования. Канонист XIV века Матфей Властарь говорит, что сожительство является в том случае дозволенным, когда это делается открыто и конкубина является по сути женой, а иначе это блуд.

«Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет её как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом» (Матфей Властарь. Синтагма. П. гл.17).

На мой взгляд, не стоит к этому вопросу относиться очень категорично и с осуждением, а просто исходить из ситуации, когда кто-то из находящихся в сожительстве не желает пока оформлять юридический брак (если кто-то из них атеист, то тут о венчании нет смысла и говорить). Чаще всего регистрация брака, которое также признается Церковью, происходит через какой-то определенный промежуток времени. На самом деле данная тема очень интересна и оставляет поле для дальнейших дискуссий. Жду комментарии. За дополнения и уточнения по данной теме буду очень благодарен».

Священник Михаил Проскурин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.