Мнение практикующего римо-католика, пожелавшим остаться инкогнито, о феномене «филокатолицизма»

Мнение практикующего римо-католика, пожелавшим остаться инкогнито, о феномене "филокатолицизма"

«Русские филокатолики-интеллигенты часто представляют себе Католическую Церковь в качестве этакой прогрессивно-либеральной структуры на фоне анахроничной и «дремучей» Православной церкви. После же того, как они знакомятся с ее жизнью изнутри, на их страничках в соцсетях начинают появляться недоуменные комментарии относительно «странных» священников, которые «нагло» лезут в их интимные дела, хамят и вообще ставят себя выше мирян, требуя подчинения. Впрочем, большинство таких филокатоликов (или уже католиков) склонны относить подобные инциденты к нерадивости конкретных представителей Католической Церкви, не понимая, что в этом — самая глубинная суть католичества.

На миф о либеральной прогрессивности КЦ обращали внимание еще дореволюционные русские философы и богословы. На самом деле в мире не существует более жесткой и более утилитарно относящейся к личности христианской конфессии, чем католичество. Данная статья не направлена на то, чтобы критиковать КЦ, но чтобы развеять ее ложный образ. Если уж кто-то хочет переходить в КЦ, то должен делать это осознанно, чтобы впоследствии жестоко не разочароваться.

Конечно, современная КЦ (после реформ 2 Ват. собора) — это не прежняя Церковь инквизиторов и крестоносцев. Однако, во-первых, предыдущие и совсем не либеральные доктрины в КЦ никто не отменял (почитайте буллу Exsurge Dominе с её пропагандой сожжения еретиков, Силлабус папы Пия IX с его осуждением либеральных доктрин и тому подобные акты католического учительства), во-вторых, внешний либерализм — это лишь та одежка, по которой встречают, самое интересное для филокатоличествующего интеллигента начнется при погружении в реальную жизнь КЦ.

Начнем с самого примитивного. Часто подобные филокатолики начинают хвалить КЦ за «свободу» ее литургии. Мол, скамейки там стоят, можно просидеть всю службу, так удобно. В реальности даже современная, реформированная католическая Литургия больше напоминает строевую подготовку в армии. Здесь нужно одновременно со всеми вставать, садиться, вставать на колени, отвечать в один голос заученные фразы. Многие священники любят понукать тех, кто это делает несвоевременно или не попадает в тон остальным. Даже совместное чтение Розария может обернуться неприятным для свободолюбивого филокатолика хамством со стороны священника, который не применет его публично пожурить за то, что он читает молитвы не в том темпе и не так, как надо.

Еще большее разочарование ждет начинающего русского католика тогда, когда он столкнется с настойчивыми попытками духовенства влезть в его интимную жизнь. Вообще отношение КЦ к браку и сексуальности отличается крайним ригоризмом. Разводы запрещены, любая контрацепция тоже. Добрая католическая семья должна рожать до бесконечности, если она этого не делает, то либо на исповеди, либо вне нее рискует столкнуться с назойливым «вразумлением» со стороны целибатного священства о том, как «правильно» строить свою супружескую жизнь. Подход здесь утилитарный — добрый католик должен либо служить Церкви посвященной жизнью, отдавая ее всю (целибатным священником или монахом), либо поставляя для Церкви новых прихожан в виде детей. В противном смысле его жизнь объявляется греховной и Церковь его отвергает как бесполезный материал (по крайней мере морально). Если же наш филокатолик живет в повторном браке, то каким бы образцовым он ни был, Католическая Церковь потребует его разрушения, в противном случае не допуская к Причастию.

А если наш новоиспеченный католик богат, то им может заинтересоваться, например, такая католическая структура, как Опус Деи. Вначале связанный с ней священник напросится к нему в духовники, затем будет склонять к членству в организации. Членство может быть двух типов — стать нумерарием или супернумерарием. Первые дают обязательство безбрачия, живут в общежитии с другими себе подобными, работают как обычные люди, но все свои заработанные средства и имущество отдают в организацию. Супернумерарии могут жить отдельно и в браке, но отдают в организацию также свой доход, получая обратно столько, сколько она сочтет нужным. «Тоталитарная секта!», — воскликнет удивленный филокатолик… Нет, всего лишь персональная прелатура Католической церкви, основанная канонизированным ею же священником.

Может быть, наш филокатолик-либерал увлекается богословием и рассчитывает найти в католичестве свободу для этого занятия? Увы, и здесь его ждет разочарование. В отличие от того же православия, где догматика сводится к постановлениям первых семи вселенских соборов и постановлениям нескольких поместных, в КЦ на протяжении ее истории выпускались сотни булл, энциклик, беве и прочих учительных документов. При этом в католичестве, в отличие от православия и протестантизма, имеется доктрина, объявляющая Папу наместником Христа на земле и требующая ему безусловного подчинения, причем не только в догматическом, но и в обычном учении. Так, Папа Пий XII запретил публично даже обсуждать окончательные папские суждения по спорным богословским вопросам.

Возможно, филокатолик восхищен демонстративным «аскетизмом» Папы Франциска? Пусть же изучит экономику Католической церкви получше, почитает зарубежную прессу и узнает о махинациях Банка Ватикана, о его связях с мафией, о богатствах уже упомянутой Опус Деи и «нищенствующих» католических монашеских Орденов…

Добрый католик — это послушный винтик в огромном католическом механизме, пешка в его «большой игре». Это — не антикатолический лозунг, а учение католических же святых. Так, основатель Ордена Иезуитов католический святой Игнатий Лойола прямо учил, что католик должен вести себя как безвольный труп, поза которого определяется церковной властью, а самый известный католический моралист и тоже святой Альфонсо де Лигуори учил, что даже если духовник прикажет делать грех, то этому все же следует подчиниться.

Пусть же те, кто ищет свободы в католичестве снимут розовые очки и уже тогда примут решение, восхищаться ли им католической прогрессивностью и жаловаться ли на конкретных католических священников.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.