Отношение блж. Августина к институту папства

Отношение блж. Августина к институту папства

«Безусловно, как и все его современники, Августин признавал почетное положение Римской апостольской кафедры и при необходимости прибегал к ее административному авторитету в спорах с теми, кого он считал еретиками. Однако учения об особой власти Римских пап над всей христианской Церковью или об их особой догматической правоте (безошибочности) у него нет.

Надежным маркером отношения к римскому учению о примате является интерпретация тем или иным отцом ключевого текста «Tu es Petrus» (Мф 16. 18). Вот что пишет об этом месте Августин в «Пересмотрах», можно сказать, итоговом своем сочинении:

«Dixi quodam loco de apostolo petro, quod in illo tamquam in petra fundata sit ecclesia, qui sensus etiam cantatur ore multorum in uersibus beatissimi ambrosii, ubi de gallo gallinacio ait: hoc ipse petra ecclesiae canente culpam diluit. sed scio me postea saepissime sic exposuisse quod a domino dictum est: tu es petrus, et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam, ut super hunc intellegeretur quem confessus est petrus dicens: tu es christus filius dei uiui, ac sic petrus ab hac petra appellatus personam ecclesiae figuraret, quae super hanc petram aedificatur et accepit claues regni caelorum. non enim dictum illi est: tu es petra, sed: tu es petrus. petra autem erat christus, quem confessus simon, sicut eum tota ecclesia confitetur, dictus est petrus. harum autem duarum sententiarum quae sit probabilior, eligat lector» (Retractationes I 21. 1).

«Я сказал в одном месте [несохранившегося сочинения «Против письма Доната»] об апостоле Петре, что на нем как на камне основана Церковь, и такой смысл содержится также в воспеваемых устами многих людей стихах блаженнейшего Амвросия, где он говорит о петухе: «И вот, когда он пел, камень Церкви омыл свою вину [слезами]». Но я знаю, что впоследствии я весьма часто объяснял это место иначе [см.: In Iohannis epistulam ad Parthos tractatus. 10; Sermo 76; Sermo 229P; Sermo 270 и др.]: сказанное Господом: «Ты Петр, и на этом камне я построю Церковь мою», следует понимать в том смысле, что [Церковь строится] на Том, Кого Петр исповедал, говоря: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И тогда Петр (petrus), получивший имя от этого Камня (petra), выступает как олицетворение Церкви, которая строится на этом Камне и получила ключи Царствия Небесного. Ведь ему не было сказано: «Ты — Камень» (petra), но было сказано: «Ты — Петр» (petrus), тогда как Камнем был Христос, исповедовавший Которого так, как его [ныне] исповедует вся Церковь, Симон был назван Петром. Какое из этих двух объяснений является более заслуживающим доверия, пусть выберет читатель» (Перевод Д. Смирнова)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.