«Этот факт был установлен еще полтора века назад. Архимандрит Антонин Капустин обнаружил, что древние агиографы допустили смешение двух житий: Николая Угодника Мирликийского и Николая Сионского. Началось все с того, что в середине 10 века, некий человек решил «дополнить» официальное житие Николая Мирликийского, написанное греческим монахом Михаилом Архимандритом. И два Николая слились в народном представлении, а затем и в церковной памяти — в один почитаемый образ.
Андрей Виноградов, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «Долгое время было непонятно, как смешались эти два текста. Пока мне не удалось в одной рукописи в ГИМе найти текст, в котором эти кусочки были прямо вставлены в материал Михаила Архимандрита. Потом этот обогащенный текст стал каждый переписывать по-своему».
Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский жил в 6 веке. Феофан и Нонна, упоминаемые в житиях Николая Угодника — это имена ЕГО родителей. И паломничество на Святую землю совершил именно Николай Сионский. Для исследователей, в числе которых европейцы Густав Анрих, Нэнси Шевченко, Джерардо Чоффари, это – неоспоримые факты. Тем не менее, эпизоды из жизни Николая Сионского до сих пор публикуются в житиях Николая Угодника. Их можно увидеть и на иконах Святого – это и стояние младенца в купели, чудеса о кипарисе и об исцелении Ноны. И последовательное прохождение всех ступеней церковной иерархии – это Николай Сионский был чтецом, диаконом, священником… Николай Мирликийский — сразу стал епископом.
Источник: http://old.vera.vesti.ru/doc.html?id=237853#
===
Статья А.Ю. Виноградова «Святой Николай между агиографией и археологией» по ссылке:
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77651560